- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения о школе
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования
- Руководство. Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода)
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Муниципальные и государственные услуги
- Профилактика вирусных заболеваний
- Дистанционное обучение
- Антикоррупционная деятельность
- ВПР
- Безопасность дорожного движения
- Безопасная железная дорога
- Независимая оценка качества образования.
- Переход в эффективный режим функционирования
- Школьная жизнь
- Навигаторы детства
- Экологическая деятельность
- Профориентация
- Противодействие терроризму и экстремизму
- ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК «КВАНТОРИУМ»
Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 г. Южно-Сахалинска
693904 г. Южно-Сахалинск
ул. Н.Т. Демина, 1
тел. (4242) 32-10-22, (4242) 32-00-48
Рекомендации по проведению в образовательных организациях с обучающимися профилактических мероприятий, направленных у них позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждения суицидального поведения.
Настоящие рекомендации сформированы во исполнении пункта 2 комплекса мер до 2025 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2021г. №1058-р, предусматривающего направление Минпросвещения России в адрес высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации методического письма о проведении в образовательных организациях с обучающимися профилактических мероприятий, направленных на формирование у них позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждения суицидального поведения.
Рекомендуем при организации деятельности, направленно на предупреждение суицида среди несовершеннолетних, учитывать факторы риска формирования суицидального поведения у детей и подростков: биологические, психологические, социально-средовые.
К числу биологических факторов относятся устанавливаемы медицинскими работниками дисфунцкции и клинические факторы, злоупотребление психоактивными веществами, хронические соматические заболевания
( особенно с ограничением повседневного функционирования и хроническими болевым синдромом); попытки самоубийства в последние полгода и иные.
В ряду подростковых факторов формирования суицидального поведения у детей и подростков выделяются: неблагоприятная семейная обстановка, отсутствие психологической безопасности образовательной среды (академическая неуспешность обучающегося, повышенная напряженность в экзаменационный период, буллинг); индивидуальные психологические особенности, проблемы с правоохранительными органами; подражание своим сверстникам и кумирам, совершившим суицид и т.д.
К социально-средовым факторам относятся в том числе определенные характеристики региона , чрезвычайные происшествия и стрессовые события, акции деструктивного характера, включая организованные в информационно-коммуникационной сети Интернет. Риск самоубийств повышают вынужденная миграция, факты дискриминации социальных групп (лица, освободившиеся из заключения или содержащиеся под стражей, и члены их семей; лица, которые идентифицируют себя с представителями нетрадиционной сексуальной ориентации; беженцы, мигранты)
Принимая во внимание изложенное, отмечаем важность организации межведомственного взаимодействия в обеспечении деятельности по предупреждению суицида среди несовершеннолетних на каждом из этапов профилактики.
Для повышения эффективности деятельности по предупреждению суицида несовершеннолетних важно учитывать не только общие факторы риска формирования суицидального поведения, но и выделять актуальные для конкретного региона, территории: особенности социализации детей и подростков, возможности организации их досуга, условия для разностороннего развития и дальнейшего трудоустройства; общий уровень криминогенности; этнический состав населения, миграционные процессы и культурные особенности; уровень социльно-экономического благополучия населения, профилактические ресурсы региона, территории иные.
На этапе первичной (универсальной) профилактики суицида у несовершеннолетних, целью которой является минимизация риска формирования антивитального поведения, в ряду приоритетных задач выделяются создание условий для всестороннего развития детей и подростков, формированиее у них позитивных конструктивных жизненных установок, навыков совладания со стрессом, здорового и ответственного поведения.
При организации профилактической деятельности с обучающиеся в образовательных организациях рекомендуется использовать разнообразных форм работы, направленные как на сплочение детских коллективов (развитие навыков конструктивной коммуникации, эмоционального интеллекта, копинг-стратегий), так и на формирование личностных качества школьников, связанных со способностью брать на себя ответственность , готовность к сознательному выбору социальных ориентиров и организации в соответствии с ними своей деятельности, рефлексивности, чувства социальной уверенности (настрой на достижения, оптимистичное восприятие событий, отношение к себе как к хозяину собственной жизни , ощущение возможности самому влиять на свою жизнь и события в ней)
При этом программы формирования жизненных навыков могут быть интегрированы в школьные учебные курсы и программы дополнительного образования или реализовываться педагогами-психологами образовательных организаций в рамках групповой или индивидуальной работы с детьми и подростками.
Всестороннему развития обучающихся, раскрытию их личностного , творческого, организационного потенциала, формирование у них навыков ответственного поведения и позитивных жизненных установок способствует стимулированию ученического самоуправления, вовлечение несовершеннолетних в социально значимую, волонтерскую деятельность.
Эффективными инструментами в деятельности по предупреждению антивитального поведения детей и подростков является в том числе проведения в образовательных организациях недель и декад психологии, психологических игр и марафонов, а также организация для обучающихся встреч и мастер-классов с деятелями культуры и искусства, учеными, спортсменами, общественными деятелями, а также представителями профессий, требующих особых знаний и навыков.
В качестве мероприятий, направленных на формирование принципов здорового образа жизни предлагается организовывать недели и месячники здоровья, семинары, акции по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ.
Совместно с представителями органов внутренних дел, клиническими психологами, психиатрами целесообразно проводить в образовательных организациях мероприятия по предупреждению вовлечения несовершеннолетних в деятельность антиобщественных и экстремистских объединений, употребление алкоголя и наркотических средств, суицидальные проявления.
Формирования навыков здорового образа жизни и популяризации культуры безопасности в детской и молодежной среде содействует организация массовых культурно-оздоровительных мероприятий и движения: спортивных состязаний, турниров и иных.
Обращаем внимание, что в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проект а «Образование! реализуется мероприятие: «Оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей». Реализация проекта способствует удовлетворению потребностей родителей (законных представителей) в саморазвитии по вопросам образования и воспитания детей, а именно потребности в услугах психолого-педагогической, методической и консультативной помощи.
В части информационно-просветительской поддержки родителей данный проект способствует созданию условий, направленных на повышение компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания детей. в том числе а счёт:
Создание условий для повышения компетентности родителей (законных представителей) обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет;
поддержки инициатив родительских сообществ, направленных на конструктивное вовлечение родителей (законных представителей) в учебно-воспитательный процесс.
пропаганды позитивного и ответственного отцовства и материнства.
По организации комплексной межведомственной работы, направленной на повышение медиаграмотности обучающихся , их родителей, педагогических работников образовательных организаций, включая проведение в образовательных организациях соответствующих мероприятий: «Единый урок по безопасности в сети Интернет», «Урок цифры»; тематические классные часы; родительские собрания; семинары, встречи с представителями территориальных подразделений Роскомнадзора и отделений МВД России; публикации на официальных ресурсах и печать памятки и методических рекомендаций по защите персональных данных и пресечению распространения противоправного контента;
по обеспечению доступности для обучающихся, их родителей информации о региональных службах и центрах оказания помощи семье и детям (адреса и телефоны), телефонах доверия, центрах психолого-педагогической , медицинской и социальной помощи, службах экстренной психологической, психиатрической помощи и иных;
по организации конструктивного взаимодействия со СМИ в вопросах публикаций информации о суицидах.
Минпросвещения России обращает внимание на важность системной работы по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся;
обеспечения доступности профессиональной психологической помощи несовершеннолетним;
содействие увеличению численности штатных-педагогов-психологов в образовательных организациях;
создание условий для всестороннего развития и раскрытия потенциала каждого ребенка;
организация вовлечения детей и подростков в социально-позитивную активность и здоровый образ жизни.
обеспечение эффективного межведомственного взаимодействия субъектов участвующих в профилактике суицидального поведения несовершеннолетних, по выявлению и пресечению случаев склонения либо доведения несовершеннолетних до суицида;
привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к разработке и реализации планов мероприятий, направленных на вовлечение детей и подростков в социально-позитивную активность;
создание условий для несовершеннолетних, обеспечивающих возможность прямого, самостоятельного обращение к специалистам в трудных жизненных ситуациях, кризисных состояниях.